«Патриотическое
воспитание дошкольников с речевыми нарушениями в условиях дома на основе
речевого материала»
консультация
для родителей
Патриотическому
воспитанию в нашем детском саду уделяется достаточно внимания, которое включает
целый комплекс задач: воспитание у ребёнка любви и
привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование
бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду;
развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных
знаний о правах человека; расширение представлений о городах Беларуси;
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства
ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности,
чувства уважения к другим народам, их традициям. Патриотическое воспитание
осуществляется в нашем ДОУ согласно комплексно – тематическому планированию.
Так, в теме «Кем быть», формируется понятие о нужности и важности всех
профессий, об уважении к труду людей. В теме «Мама, папа, брат и я –это вся моя
семья» - формируется представление о родственных отношениях в семье, о любви и
уважении внутри семьи, к старшему поколению, родному дому. Тема «Защитники
Отечества» помогает формировать у детей чувство гордости за достижения своей
страны, народа, воспитывает чувство уважения и благодарности к людям защищающих
Родину, за их мужество и отвагу.
Речь является важным средством в познании
окружающего мира. На занятиях по развитию речи мы работаем надсистемой развития речи, в которую входят следующие направления:
• правильное звукопроизношение;
• лексико-грамматический строй речи;
• обогащение словарного запаса детей;
• развитие связной речи.
Развитие правильного звукопроизношения.
В данном направлении по выщеуказанным темам
подбираются специальные задания и упражнения (чистоговорки, пословицы, речевые
и пальчиковые игры). Например:
АША-АША-АША — Беларусь — родина наша; ЕЧЬ-ЕЧЬ-ЕЧЬ-
Родину будем беречь; ТРУ-ТРУ-ТРУ — защитим страну и т. д.
На занятиях решаются речевые задачи –
автоматизация звукопроизношения, развитие логического мышления и долговременной
памяти.
Развитие лексико-грамматического строя речи.
Использую логопедические игры, например
«Сложи и расскажи»
Цель: развивать
умение концентрировать внимание, развитие мелкой моторики.
Игровые действия: из частей рисунка сложить картинку и рассказать
о том, какой род войск на ней изображен
Словообразование: граница- пограничник, пограничный;
Использование предлогов: моряк — в море,
Преобразование прилагательных от
существительных: слово- солдат (каша –солдатская (какая?) ремень- солдатский
(какой?), сапоги — солдатские (какие?)
Глаголы (действие предмета) летчик — летает;
солдат — защищает, пограничник — охраняет.
Обогащение словарного запаса детей.
Подбираем слова –синонимы (Родина — отечество.
Отчизна); Защитник отечества (солдат, воин, боец); Расширяем словарный запас:
подвиг, Победа, героический поступок, ветеран и т. д.
Развитие связной речи.
Работая над развитием связной речи мы закрепляем
с детьми новые слова. Строим с ними фразы и предложения. Учимся составлять
рассказы по сюжетной картинке, по мнемотаблице. Например, составляем рассказ по
картинке «Ветераны», с наводящими вопросами, делаем вывод. Закрепляем понятие
«Мир — строит, война — разрушает».
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию
дошкольников с речевыми нарушениями ведётся на доступном материале:
- с учётом принципа перехода от малого к
большому, от более близкого ребёнку (личностно значимого) к менее близкому
(культурно-историческим фактам).
- Успешность развития дошкольников с общим
недоразвитием речи при знакомстве с культурой, природой родного города зависит
от их активного взаимодействия с окружающим миром через игру, предметную
деятельность, общение, труд, обучение.
- Так как дошкольники обладают наглядно-образным
мышлением, необходимо насытить окружающую действительность предметами и пособиями,
позволяющими детям более точно представить то, о чём им говорят. В нашем саду
создана предметно-развивающая среда, содержащая материал по ознакомлению с
родным городом (иллюстрации, наборы открыток, тематические папки, карта города,
символика города, макеты детского сада и его окружения), краем (карта области,
гербы городов нашей области, материал, знакомящий детей со славой и
достижениями области), страной (карта Беларуси, наборы открыток о городах нашей
страны, природные зоны), государственной символикой (герб, флаг, гимн, портрет
президента Беларуси), историческим прошлым Беларуси (иллюстрации и тематические
папки по темам, предметы народного декоративно-прикладного искусства, русские
игрушки, куклы в национальных костюмах, художественная литература и книги –
раскраски, дидактические и сюжетно-ролевые игры), а также материл по
духовно-нравственному воспитанию детей (детская Библия, фотографии с
изображением храмов, художественная литература по фольклору – сказки, былины,
предания).
Большое значение в своей работе мы отводим
оформлению развивающих презентаций. В них удобно помещать любые задания и
упражнения. Чтобы презентация была интересна и стимулировала познавательную и
поисковую активность ребёнка, она должна быть «живая». Любой слайд с заданием оформляется
так, чтобы он был динамичен, детали изображения в нём передвигались,
проявлялись, окрашивались, изменялись, оформлялись звуковыми эффектами и
музыкальным сопровождением.
Основными принципами работы по
нравственно-патриотическому воспитанию являются:
- принцип историзма, который сводится к двум
историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни). Этот
подход основывается на несформированности у дошкольников с речевыми нарушениями
исторического сознания, способности определить своё место и проследить
удалённость событий.
- принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации
каждого ребёнка в освоении знаний о городе, учитывая индивидуальные особенности
– речевое развитие, развитие эмоциональной и познавательной сферы;
- принцип интегративности, который реализуется
во взаимосвязи различных областей познания, а также во взаимосвязи с семьёй;
- принцип систематичности и последовательности
реализуется при тематическом планировании занятий. Темы занятий по нравственно-патриотическому
воспитанию повторяются в старшей и подготовительной группе, изменяются только
содержание, объём познавательного материала и сложность. Неоднократное
обращение к одной и той же теме способствует развитию у детей внимания, длительному
сохранению у детей интереса к данной теме, эффективному и системному усвоению
детьми знаний.
Таким образом, должны решаться задачи не
только речевого развития, но и задачи, которые способствуют правильному
формированию нравственно - патриотических чувств ребенка дошкольного возраста.
Чем мы можем гордиться, так это своей историей. Наши дети должны продолжать
славную историю Беларуси. Сегодня мы готовим их к этому!
Комментариев нет:
Отправить комментарий