2023-11-15

 

Артикуляционный комплекс. Тема «ПДД»

Словарь ребенка должен включать слова: город, улица, площадь, перекресток, магазин, школа, детский сад, поликлиника, аптека, Дворец Культуры, памятник, достопримечательности, Школа искусств;

строить, убирать, ремонтировать, любить, украшать, охранять.

Дети должны усвоить: название города, главных улиц, площади, парка; основные достопримечательности; важные учреждения и предприятия, движение, дорога, тротуар, переход, светофор, остановка, дистанция, развязка, милиционер, регулировщик, жезл, свисток дорожный, пешеходный, проезжая, соблюдать, переходить, нарушать, регулировать, следить.

 

1.    Развитие общей моторики.

«Машины»   Пешеходы — все дети по очереди.

На улице нашей дети двигаются из одного конца группы в другой, Машины, машины, держа в руках воображаемый руль

Машины малютки,

Машины большие.

Спешат грузовые, сделав разворот, двигаются в другую сторону Фырчат легковые.

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

Эй, машины, полный ход, когда все «машины проехали», один из детей — пешеход,

«Я — примерный пешеход: «переходя улицу», произносит эти слова. торопиться не люблю,

Вам дорогу уступлю».

 

Постовой

Постовой стоит упрямый шагаем на месте

Людям машет: Не ходи! движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз

Здесь машины едут прямо руки перед собой

Пешеход, ты погоди! руки в стороны

Посмотрите: улыбнулся руки на пояс

Приглашает нас идти шагаем на месте

Вы, машины, не спешите хлопки руками

Пешеходов пропустите! прыжки на месте

 

«Посчитаем»

Мы по улице шагаем, идут на месте

Этажи в домах считаем: «считают» пальчиком

Раз этаж, два этаж – 2 хлопка

Двухэтажный домик наш. крыша над головой

По бульвару мы шагаем, идут на месте

Липы с клёнами считаем: «считают» пальчиком

Одна, два, три, четыре, пять… загибают пальчики на обеих руках Трудно нам их сосчитать. махнули рукой

Поспешим, прибавим ходу, идут на месте

Подойдём мы к переходу.

К светофору подошли,

встали Красный свет мигнул нам: «Жди!» «стоят»

Вот уж желтый свет погас,

Зелёный – пропускает нас. «идут на месте»

 

«Гонки»

Раз, два, три, четыре, пять, дети берут в руки маленькую машинку Можно гонки начинать.

По кругу, по кругу, вперед и назад. водят машинку по каждому пальчику, по пальцам, которые слегка согнуты

Но пальцы машинку мою тормозят. закрылись.

Машинка стоит в гараже. сжимают пальцы в кулак, заглядывают

И фары погасли, не светят уже. в маленькую щелочку в кулаке

 

2.    развитие мелкой моторики. Пешеходная зебра.

Нас с тобой переведет «ходят» пальцами (указат. и средним) по «зебре»

Пешеходный переход.

Дорожных правил очень много.

Раз — внимание дорога! загибаем все пальцы, начиная с большого на обеих

Два — сигналы светофора. руках одновременно

Три — смотри, дорожный знак,

А четыре — переход.

Правила все надо знать разжимаем и сжимаем пальцы на обеих руках И всегда их выполнять. Одновременно

 

«Мой город»

1, 2, 3, 4, 5, загибают пальцы, начиная с большого, на правой руке

В город выйду погулять. загибают пальцы на левой руке

Вдоль по улице иду, разгибают пальцы, начиная с мизинца, на левой руке

Во все стороны смотрю. разгибают пальцы на правой руке

Как красиво все кругом, загибают пальцы на левой руке

В моем городе родном! загибают пальцы на правой руке

 

3.    Массаж лица. Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание.

4.    Развитие мимических мышц.

· Закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, наморщить нос, надуть щеки.

· Нахмуриться ,как постовой ,который видит нарушителя на дороге. Улыбнуться, как пешеходы ,идущие друг другу на встречу.

Устать ,как автомобиль, который везет тяжелый груз.

Отдохнуть, как дети ,которые вернулись с прогулки домой.

 

5.    Развитие артикуляционной моторики.

Сказка о Веселом Язычке «Путешествие по городу».

На улице ярко светит солнце, поют птицы, цветут цветы. Язычок загрустил.

«Окошечко» - открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3—5 сек. В это время по улице пробегал котенок Бублик.

«Киска сердится»- улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком широкого языка с силой упереться в нижние зубы. Удерживать на счет до 5. Выполнять мелкие движения выгнутым языком вперед-назад, не отрывая языка от зубов. Он решил заглянуть к Язычку и пригласить его в путешествие по городу. Язычок выслушал друга и улыбнулся. «Улыбка» - широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти сжаты), и удерживать губы в таком положении в течение 5 сек. Язычок конечно был согласен. Друзья стали составлять маршрут. Куда же им пойти? Первым делом они отправились на речку. «Качели» - при открытом рте поочередно касаться языком сначала верхней губы, затем верхних зубов, альвеол и стали загорать. «Лопаточка» - рот открыт. Губы в улыбке. Широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении 5 сек. И вдруг они увидели водную горку, с которой катиться было очень весело «Горка» - рот открыт. Кончик языка за нижними резцами. Спинку языка поднять вверх «горкой». Посередине языка – желобок. Удержать 10-15 сек. Язычок посмотрел по сторонам «Часики» - улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому, и увидел, как играют в футбол. Ему тоже очень захотелось попробовать. И вместе с бубликом они дружно играли в мяч. «Спрячь конфетку» - широким кончиком языка коснуться во рту бугорков, находящихся за верхними резцами. После отдыха на речке друзья отправились домой. «Ремонт дома». «Приколачиваем оконные рамы» Произносить на одном выдохе звуки: «Т-т-т-т-т, д-д-д-д-д», а затем слоги: «та-да-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-тук-тук». «Сверлим дырки дрелью». Произносить звуки: т-т-т, д-д-д за верхними зубами и пальчиком выполнять вибрацию язычка: др-р-р-р; тр-р-р-р. «Красим крыльцо». Рот закрыт. Облизывать сначала только верхние зубы, затем нижние. Далее облизывать зубы по кругу. «Красим потолок». Кончиком языка проводить по небу—от мягкого неба до верхних зубов. «Укладываем полы». Распластать язык на дне ротовой полости. «Уборка дома». Твой рот, как дом. Представь, что твой язык – тряпка, и протри свой дом. Протри порог дома – высуни язык и оближи всё вокруг нижней губы, водя языком вперед-назад. Протри верхнюю часть двери – оближи верхнюю губу всю, от одного уголка до другого, водя языком вперед-назад. Протри всю мебель внизу – проведи языком по нижним зубам. Протри все комнаты наверху – проведи языком по верхним зубам. «Моем окна». Производить круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губам. А теперь вытряхни тряпку на улице – высуни язык и покачай им из стороны в сторону. Улыбка» - руки в это время разводятся в стороны, пальцы поочередно образуют с большим пальцем колечки. «Трубочка» - пальцы обеих рук собираются в щепоти и соприкасаются на уровне груди. Выполняется 3-5 раз. «Рупор» - зубы слегка разомкнуты, губы слегка вытянуты и округлены. Ладони в это время перед грудью сложены корабликом. «Окно» - рот широко открыт (верхние и нижние зубы видны в "окне"), прямые руки подняты вверх над головой, пальцы с силой разведены. «Часики» - улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз – два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть – неподвижна. «Качели» - улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз – два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть – неподвижна.

 

6.    Работа над развитием дыхания и голоса.

«Регулировщик».

Верный путь он нам покажет, Повороты все укажет. И.п. – ноги на ширине плеч. 1 – правая рука вверх, левая рука в сторону (вдох через нос), 2 – левая рука вверх, правая рука в сторону (выдох с произнесением звука «др-р-р»). Повторить 8 раз.

«Поедем на автомобиле».

Встать прямо, ноги врозь, руки опущены. Вдохнуть через нос, на выдохе произносить звук: «тр-р-р». У кого получается, сила звука нарастает. «Вырасти большой». Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.

«Прыжки». Прыгать на обеих ногах, произнося на каждый прыжок: «Ха». Каждые 12-16 прыжков чередовать с ходьбой.

 «Качалка». И.п. – сидя на стуле, руки на коленях. Раскачивать туловище вперёд-назад, произнося на выдохе «Ф-р-оо-хх!». Повторить 6-8 раз.

Упражнения на дыхание: «Клумба возле дома». Возле дома растут цветы, вдыхаем через нос, аромат: «а-а-ах! » - на выдохе. «Зажжём фонарик в доме». Опустить руки, сделать спокойный вдох, «послать воздух в животик», а на выдохе сделать губы трубочкой и подуть на «фонарик».

 

7.Речевой материал: Звуки Н- Нь. На-на-на – лампа у окна. Ну-ну-ну – саночки тяну. Он-он-он – новый телефон. Ан-ан-ан- это барабан. Ин-ин-ин – это магазин. Ни-ни-ни – в новый звоночек звони.

 

7.    Гимнастика для глаз

· Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

 Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5—6 с.

Открыть, посмотреть на кончик носа.

Закрыть глаза на 5—6 с, Открыть глаза. Повторить 3-4 раза.

· Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20—30 с. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.

· «Автобус» Мы в автобусе сидим, Во все стороны глядим. движение глазами влево, вправо

Внизу речка – глубоко, глаза вниз Вверху птички – высоко. глаза вверх Щётки по стеклу шуршат движение глазами влево, вправо

Все капельки смести хотят. быстро моргаем глазами

Колёса закружились

Вперёд мы покатились. круговые движения глазами

· «Светофор»

Красный ! (зажмуриться)

Желтый свет ! (моргаем глазами )

Зеленый свет ! ( движение глазами влево , вправо)

 

8.    Физ. минутки «Светофор» Выполняй закон простой: (ходьба на месте)

Красный свет зажегся – стой! (стоя руки в стороны)

Желтый вспыхнул – подожди! (руки на пояс)

А зеленый свет – иди. (ходьба на месте)»

 

«Пешеход»

Мы по улице шагаем, (ходьба на месте)

И ворон мы не считаем.( ходьба с хлопками)

Смело мы идем вперед,

Где пешеходный переход.(ходьба на месте)

Когда дорогу перешли, Можно прыгать: раз, два, три.(прыжки на месте)

 

«Мы в автобус дружно сели»

Мы в автобус дружно сели дети выполняют движения в соответствии с Текстом

И в окошко посмотрели. Влево, вправо, Влево, вправо.

Наш шофер педаль нажал, И автобус побежал.


Комментариев нет:

Отправить комментарий