Консультация
учителя-дефектолога
для музыкального
руководителя.
«Что должен
знать музыкальный руководитель при работе с детьми, имеющими нарушения речи»
В работе
с ребенком, имеющим речевые нарушения, музыкальному руководителю необходимо
использовать:
• народные песни
для слушания (в исполнении взрослых, а также на аудиозаписи) и разучивания;
• хороводы,
танцы;
• народные игры;
• мелодии,
наигрыши, исполненные как на отдельных народных инструментах, так и целым
оркестром для слушания, для танцевальных импровизаций, а также как фонограмму,
под которую ребенок играет на ударно-шумовых инструментах;
• народное
поэтическое творчество: пословицы, поговорки, загадки, потешки, сказки,
обрядовый фольклор.
Значение
фольклора очень велико и многогранно. Оно состоит в следующем.
• Народное
творчество выполняет воспитательно-образовательую функцию.
• Способствует
развитию детской памяти: в произведениях устного народного творчества
встречается много повторов, это помогает ребенку лучше запомнить, а потом и
воспроизвести их содержание.
• Влияет на
оздоровление организма ребенка в целом. Такие потешки, как «Сорока-ворона»,
«Куй, куй, молоток, подкуй чеботок», доставляют радость и помогает ребенку
самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на
биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног.
• Всевозможные
потешки можно использовать и для развития мелкой моторики (например,
«Пальчик-мальчик»). Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и
двигательной насыщенности многие потешки можно постепенно превратить в игровые
упражнения, в игры со словом, которые помогают работать над согласованием
речи с движением, что очень важно для ребенка с речевыми нарушениями.
• Малые формы
произведений народного творчества благотворно влияют на развитие речи
детей, обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический
слух, дают образцы для составления описательных рассказов. Можно привносить в
работу музыкального руководителя и элементы театрализованной деятельности —
некоторые произведения можно инсценировать; а если ребенок пока не говорит, не
владеет активной речью, можно передавать содержание только движениями
(например, «Киска», «Две тетери»)
• Игры с пением,
хороводы, народные песни можно использовать и без музыкального сопровождения,
что позволяет детям включать их в самостоятельную музыкальную и игровую
деятельность, а педагогам использовать в повседневной жизни, причем в любое
время года, за исключением обрядового фольклора, посвященного определенным
календарным праздникам.
Учитывая
положительное значение народного творчества и подбирая материал для
разучивания, важно помнить об особенностях детей с нарушениями речи, о
сложности восприятия и воспроизведения ими услышанного или увиденного.
Ребенок
должен понимать содержание текста в целом и значение каждого слова. А ведь
подчас фольклор, даже детский, бывает, сложен для восприятия за счет сохранения
устаревшей лексики.
Иногда
музыкальному руководителю приходится отказываться от какой-либо потешки, песни
или другого фольклорного материала, если сложно доступно объяснить ребенку с
нарушением речи значение отдельных слов или выражений. Впрочем, стоит
постараться и можно найти другой вариант выбранного текста. Ведь довольно часто
фольклорные произведения существуют в разных вариантах. Если художественная
ценность при этом не пострадала, можно выбирать вариант, более доступный для
детей с нарушениями речи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий