«Формирование у детей
дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах в ходе
коррекционной работы учителя – дефектолога»
С самого раннего детства ребенок становится участником
дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по
улице, или пассажир, который едет в маршрутном транспорте, автомобиле с
родителями. Дорога, улица манит ребенка своей неизведанностью, многообразием
впечатлений, необычностью ситуаций.
Как много интересного и в то же время опасного таится
за стенами родного дома для ребенка. Чтобы интересного было больше, чем
опасного, необходимо своевременно обучать детей навыкам
безопасного поведения на дороге и вырабатывать привычку соблюдать правила
дорожного движения. Воспитание культуры поведения на улице – актуальная задача
сегодняшнего дня.
Формирование дисциплинированности, организованности пребывания
на улицах и дорогах, в общественном транспорте надо начинать еще в раннем
возрасте. Правила, усвоенные в детстве, в дальнейшем становятся нормой
поведения, их соблюдение – потребностью.
Задачи:
· Получение качественных знаний правил
безопасного поведения детей на улице;
· Формирование навыков безопасного поведения на
дорогах у детей через практическую деятельность;
· Закрепление правил дорожного движения и практических
навыков поведения в условиях игрового пространства;
· Обучение детей применению своих знаний в
конкретных ситуациях;
· Расширение педагогической грамотности педагогов
и родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.
Наряду с данными задачами решаем речевые задачи:
«Словарная работа»:
-продолжать работу
по обогащению, уточнению и активизации словаря через уточнение знаний об
окружающем ("Что кому нужно?", "Кто больше слов скажет?",
"Назови одним словом", "Назови опасный предмет",
"Слово заблудилось" и др.);
-упражнять детей в
употреблении прилагательных, характеризующих свойства и качества предметов,
эмоции, чувства, переживания;
- учить
детей самостоятельно находить различные речевые средства для
выражения своего отношения к окружающему ("Что вы видите вокруг?",
"Скажи, какой?", "Найди правильное решение" и др.);
-обогащать речь детей синонимами
и антонимами; побуждать к размышлению о последствиях необдуманного поведения
("Найди точное слово", "Как сказать по - другому?",
"Продолжи говорить" и др.);
-упражнять в разгадывании загадок описательного
характера; уточнять и расширять представления детей о
признаках внешнего вида объектов и их назначении ("Вот
так знак!", "Угадай и назови", "Подскажи словечко" и
др.).
«Грамматический
строй речи»:
-совершенствовать умение согласовывать имена
существительные с прилагательными в роде числе и падеже; знакомить с
согласованием имен существительных с числительными; расширять и уточнять
знания детей об окружающих предметах
и их назначении ("1, 2, 3,
5", "Что из чего сделано?", "Чей, чья, чье?" и др.);
-упражнять в образовании имен существительных с
увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами; формировать представления о
роли предметов в жизни человека ("Один - много", "Скажи
ласково", "Маленький, побольше, самый большой",
"Хвастунишки" и др.);
-развивать умение различать смысловые оттенки
глаголов, употреблять в речи наречия, простые, сложносочиненные,
сложноподчиненные предложения; формировать привычку
безопасного поведения ("Как
ты поступишь?", "Доскажи словечко", "Хорошо - плохо" и
др.).
- работа над слоговой
структурой слова.
«Связная
речь»:
-развивать умение составлять рассказы из личного опыта, придумывать концовки по
предложенному педагогом началу рассказа, составлять небольшие рассказы
творческого характера на тему, предложенную воспитателем; формировать умение
самостоятельно находить решение проблем (" Как я отдыхал в лесу",
"Мы гуляли у реки", " Случай на дороге", "Чтобы не
случилось беды" и др.);
-упражнять в составлении рассказа с последовательно
развивающимся действием; развивать способность давать нравственную оценку
поступкам героев сюжетных картинок ("Вася
и еж", "Как мы нашли котенка", "Однажды в парке" и
др.);
-совершенствовать умение пересказывать сказки,
литературные произведения; развивать интонационную выразительность речи.
-координация речи с движениями.
Для реализации задач по данному направлению необходимо
использовать разные формы работы с
детьми.
-организация предметно-развивающей
среды;
- проведение тематических недель;
-беседы,
-наблюдения,
-создание игровых ситуаций, решение проблемных
ситуаций;
-дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры;
-чтение художественной литературы;
-продуктивная деятельность детей;
-организация совместных
выставок, вечеров развлечений;
-инсценировки по сказкам;
-использование «Автогородка»,
- встречи с сотрудниками ГАИ;
-работа с родителями;
-проектная деятельность;
- проведение акций по пропаганде ПДД; - участие в
конкурсах разного уровня.
В работе
с детьми необходимо использовать следующие методы и технологии:
-проектный метод;
-моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
-личностно-ориентированная технология;
-технология игрового обучения;
-метод наблюдения и беседы.
Дети с общим
недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников
особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость
внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в
развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к
неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключится с
одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью,
повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода ошибок при
выполнении заданий. Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения
моторики артикуляционного аппарата.
С расстройствами речи
тесно связано нарушение общей и мелкой моторики рук, недостаточная координация,
замедленность и неловкость движений, застревание в одной позе.
Указанные отклонения в
развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются.
Они требуют от педагогов специально организованной работы по их коррекции.
Очень важное значение
при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии
имеет организация предметно – пространственной развивающей среды. Известно, что
предметно – пространственная развивающая среда создает возможности для
расширения взаимодействия дошкольника со взрослым и сверстниками и позволяет
включать в познавательную деятельность одновременно всех детей в группе
При организации предметно-развивающей
среды по ПДД учитывается возраст
детей, доступность материала, яркость и разнообразие иллюстративного
материала.
С детьми проводятся различные виды бесед: «Зачем нужно знать дорожные знаки?», «Улица, на которой расположен наш
детский сад», «Как вести себя в
общественном транспорте?», «Перекресток», «Ходить надо уметь» и т. д.
Такая форма работы проводится как
индивидуально, так и с группой
детей. Она носит разъяснительный, познавательный и определяющий
характер. В беседах дети учат и закрепляют правила дорожного движения,
высказывали свое мнение о каких-то ситуациях.
Рассматривая картины «Улица
города», «Перекресток»,
дети знакомятся с городским транспортом, с разными видами пешеходного перехода
и светофора.
Дети очень любят играть с макетом дороги, особенно
мальчики. У нас есть атрибуты, с помощью
которых дети на практике закрепляют полученные знания по правилам дорожного
движения; моделируют проблемные ситуации на дороге и ищут пути их решения, тем
самым развивая связную речь.
Мы изучаем с детьми лексическую тему «Транспорт» . В
процессе работы дети знакомятся с
различными видами транспорта, с правилами поведения на улице и в транспорте. А педагоги в своей работе используют тематические недели.
Движение транспорта и пешеходов на улице и дорогах –
для детей слишком сложное явление,
чтобы ориентироваться в нём самостоятельно. Поэтому значительное место отведено
практическим формам обучения:
наблюдению, целевым онлайн-прогулкам, во время которых дети изучают на практике
правила для пешеходов, наблюдают и описывают дорожное движение, закрепляют
ранее полученные знания. Большое внимание уделяем применению полученных знаний
в повседневной жизни. С этой целью используем различные виды игр (дидактические, настольные,
познавательные, спортивно- соревновательные) они помогают
детям научиться правильно вести
себя в окружающей дорожной среде, разъясняя свое поведение.
Интересной и эффективной формой работы являются ролевые игры,
которые помогают детям довести до автоматизма навыки безопасного поведения на
улице. Используя фигурки пешеходов и транспорта, можно наглядно показать детям,
что может произойти, если нарушать правила дорожного движения, а также
объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные
повороты.
Очень эффективным методом в закреплении правил дорожного
движения является постановка театральных этюдов и сюжетно – ролевые игры.
Эмоциональный положительный настрой к изучению правил
уличного движения формируют художественные
произведения на соответствующую тематику, из которых с помощью воспитателей
дети узнают что-то новое, рассматривают иллюстрации самостоятельно.
Можно прочитать и проанализировать с детьми
такие произведения, как «Автомобиль» Н.
Носова, «Как Незнайка катался на газированном
автомобиле», «Ученый Дружок» Серяков, «Улица. Где все спешат» и
др.
Дети любят отгадывать загадки на определенную
тематику. В «Автогородке» детского
сада, который включает в себя проезжую часть, тротуар, пешеходный переход,
перекресток, можно проводить практические занятия. Здесь с помощью переносного
и установочного оборудования (светофора, дорожных знаков, игровых транспортных
средств, в играх дети знакомятся со значениями некоторых дорожных знаков и
правилами движения. Дети объясняют назначение и необходимость данного
материала.
Подобная форма обучения
нравится детям и дает возможность для реализации творческо-речевых замыслов.
Вывод: Большинство детей умеют правильно
оценить хороший или плохой поступок на дороге, знают ПДД и соблюдают их.
Конечно же, есть дети, которые требуют особого внимания, индивидуального
подхода.
И если воспитание
навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи осуществлять как спланированный процесс, используя
любознательность, непосредственность восприятия, наглядно – образное мышление
ребенка, то у дошкольника сформируются навыки безопасного поведения на дорогах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий