2024-02-14

 

 «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах в ходе коррекционной работы учителя – дефектолога»

 

С самого раннего детства ребенок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир, который едет в маршрутном транспорте, автомобиле с родителями. Дорога, улица манит ребенка своей неизведанностью, многообразием впечатлений, необычностью ситуаций.

Как много интересного и в то же время опасного таится за стенами родного дома для ребенка. Чтобы интересного было больше, чем опасного, необходимо своевременно обучать детей навыкам безопасного поведения на дороге и вырабатывать привычку соблюдать правила дорожного движения. Воспитание культуры поведения на улице – актуальная задача сегодняшнего дня. 

Формирование дисциплинированности, организованности пребывания на улицах и дорогах, в общественном транспорте надо начинать еще в раннем возрасте. Правила, усвоенные в детстве, в дальнейшем становятся нормой поведения, их соблюдение – потребностью.

Задачи:

·       Получение качественных знаний правил безопасного поведения детей на улице;

·       Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей через практическую деятельность;

·       Закрепление правил дорожного движения и практических навыков поведения в условиях игрового пространства;

·       Обучение детей применению своих знаний в конкретных ситуациях;

·       Расширение педагогической грамотности педагогов и родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.                                             

Наряду с данными задачами решаем речевые задачи:

 «Словарная работа»:

-продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря через уточнение знаний об окружающем ("Что кому нужно?", "Кто больше слов скажет?", "Назови одним словом", "Назови опасный предмет", "Слово заблудилось" и др.);

-упражнять детей в употреблении прилагательных, характеризующих свойства и качества предметов, эмоции, чувства, переживания;

учить детей самостоятельно находить различные речевые средства для выражения своего отношения к окружающему ("Что вы видите вокруг?", "Скажи, какой?", "Найди правильное решение" и др.);

-обогащать речь детей синонимами и антонимами; побуждать к размышлению о последствиях необдуманного поведения ("Найди точное слово", "Как сказать по - другому?", "Продолжи говорить" и др.);

-упражнять в разгадывании загадок описательного характера; уточнять и расширять представления детей о признаках внешнего вида объектов и их назначении ("Вот так знак!", "Угадай и назови", "Подскажи словечко" и др.).

 «Грамматический строй речи»:

-совершенствовать умение согласовывать имена существительные с прилагательными в роде числе и падеже; знакомить с согласованием имен существительных с числительными; расширять и уточнять знания детей об окружающих предметах и их назначении ("1, 2, 3, 5", "Что из чего сделано?", "Чей, чья, чье?" и др.);

-упражнять в образовании имен существительных с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами; формировать представления о роли предметов в жизни человека ("Один - много", "Скажи ласково", "Маленький, побольше, самый большой", "Хвастунишки" и др.);

-развивать умение различать смысловые оттенки глаголов, употреблять в речи наречия, простые, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения; формировать привычку безопасного поведения ("Как ты поступишь?", "Доскажи словечко", "Хорошо - плохо" и др.).

- работа над слоговой  структурой слова.

 «Связная речь»:

-развивать умение составлять рассказы из личного опыта, придумывать концовки по предложенному педагогом началу рассказа, составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем; формировать умение самостоятельно находить решение проблем (" Как я отдыхал в лесу", "Мы гуляли у реки", " Случай на дороге", "Чтобы не случилось беды" и др.);

-упражнять в составлении рассказа с последовательно развивающимся действием; развивать способность давать нравственную оценку поступкам героев сюжетных картинок ("Вася и еж", "Как мы нашли котенка", "Однажды в парке" и др.);

-совершенствовать умение пересказывать сказки, литературные произведения; развивать интонационную выразительность речи.

-координация речи с движениями.

 

Для реализации задач по данному направлению необходимо использовать разные формы работы с детьми.

-организация предметно-развивающей среды;

- проведение тематических недель;

-беседы,

-наблюдения,

-создание игровых ситуаций, решение проблемных ситуаций;

-дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры;

-чтение художественной литературы;

-продуктивная деятельность детей;

-организация совместных выставок, вечеров развлечений;

-инсценировки по сказкам;

-использование «Автогородка»,

- встречи с сотрудниками ГАИ;

-работа с родителями;

-проектная деятельность;

- проведение акций по пропаганде ПДД; - участие в конкурсах разного уровня.

В работе с детьми необходимо использовать следующие методы и технологии:

-проектный метод;

-моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

-личностно-ориентированная технология;

-технология игрового обучения;

-метод наблюдения и беседы.

Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключится с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий. Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата.

С расстройствами речи тесно связано нарушение общей и мелкой моторики рук, недостаточная координация, замедленность и неловкость движений, застревание в одной позе.

Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной работы по их коррекции.

Очень важное значение при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии имеет организация предметно – пространственной развивающей среды. Известно, что предметно – пространственная развивающая среда создает возможности для расширения взаимодействия дошкольника со взрослым и сверстниками и позволяет включать в познавательную деятельность одновременно всех детей в группе

При организации предметно-развивающей среды по ПДД учитывается возраст детей, доступность материала, яркость и разнообразие иллюстративного материала.

С детьми проводятся различные виды бесед«Зачем нужно знать дорожные знаки?»«Улица, на которой расположен наш детский сад»«Как вести себя в общественном транспорте?»«Перекресток»«Ходить надо уметь» и т. д. Такая форма работы проводится как индивидуально, так и с группой детей. Она носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер. В беседах дети учат и закрепляют правила дорожного движения, высказывали свое мнение о каких-то ситуациях.

Рассматривая картины «Улица города»«Перекресток», дети знакомятся с городским транспортом, с разными видами пешеходного перехода и светофора.

Дети очень любят играть с макетом дороги, особенно мальчики. У нас  есть атрибуты, с помощью которых дети на практике закрепляют полученные знания по правилам дорожного движения; моделируют проблемные ситуации на дороге и ищут пути их решения, тем самым развивая связную речь.

Мы изучаем с детьми лексическую тему «Транспорт» . В процессе работы дети знакомятся с различными видами транспорта, с правилами поведения на улице и в транспорте. А  педагоги в своей работе  используют тематические недели.

Движение транспорта и пешеходов на улице и дорогах – для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нём самостоятельно. Поэтому значительное место отведено практическим формам обучения: наблюдению, целевым онлайн-прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают и описывают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания. Большое внимание уделяем применению полученных знаний в повседневной жизни. С этой целью используем различные виды игр (дидактические, настольные, познавательные, спортивно- соревновательные) они помогают детям научиться правильно вести себя в окружающей дорожной среде, разъясняя свое поведение.

Интересной и эффективной формой работы являются ролевые игры, которые помогают детям довести до автоматизма навыки безопасного поведения на улице. Используя фигурки пешеходов и транспорта, можно наглядно показать детям, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения, а также объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные повороты.

Очень эффективным методом в закреплении правил дорожного движения является постановка театральных этюдов и сюжетно – ролевые игры.

Эмоциональный положительный настрой к изучению правил уличного движения формируют художественные произведения на соответствующую тематику, из которых с помощью воспитателей дети узнают что-то новое, рассматривают иллюстрации самостоятельно.

Можно прочитать и проанализировать с детьми такие произведения, как «Автомобиль» Н. Носова, «Как Незнайка катался на газированном автомобиле»«Ученый Дружок» Серяков, «Улица. Где все спешат» и др.

Дети любят отгадывать загадки на определенную тематику. В «Автогородке» детского сада, который включает в себя проезжую часть, тротуар, пешеходный переход, перекресток, можно проводить практические занятия. Здесь с помощью переносного и установочного оборудования (светофора, дорожных знаков, игровых транспортных средств, в играх дети знакомятся со значениями некоторых дорожных знаков и правилами движения. Дети объясняют назначение и необходимость данного материала.

Подобная форма обучения нравится детям и дает возможность для реализации творческо-речевых замыслов.

Вывод: Большинство детей умеют правильно оценить хороший или плохой поступок на дороге, знают ПДД и соблюдают их. Конечно же, есть дети, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода.

И если воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи осуществлять как спланированный процесс, используя любознательность, непосредственность восприятия, наглядно – образное мышление ребенка, то у дошкольника сформируются навыки безопасного поведения на дорогах.

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий