2024-03-13


  «Организация работы учителя-логопеда по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
 

Ранняя дошкольная профориентация — это система мероприятий, направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности.

Работу, по ранней профориентации дошкольников можно осуществлять через:   

- создание необходимой предметной среды. Предметно – развивающая среда – это все, что окружает ребенка: помещение в котором он находится, оснащение этого помещения, люди, находящиеся с ним в этом помещении, их действия, их речь;

- самостоятельную и совместную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность.

Знакомство детей с трудом взрослых является не только средством формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.

У детей с речевыми нарушениями наблюдаются не только отставание в развитии речи, но и нарушение внимания, памяти, быстрая истощаемость нервной системы. Они не в состоянии полноценно овладевать учебным материалом. Данные особенности воспитанников предполагают создание определенных условий для организации работы по профориентации, которые определяются с учётом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с нарушениями речи.

Коррекционное направление работы для детей с нарушениями речи является приоритетным, поэтому вся работа, в том числе по первичному ознакомлению детей с профессиями, осуществляется в тесном контакте с учителем-дефектологом, и ее эффективность во многом зависит от преемственности в работе учителя- дефектолога, воспитателей и родителей.

 

Основные направления работы по развитию речи дошкольников

Направления работы

по профориентации

Совершенствование произносительной стороны     речи (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры слова и фонематического восприятия)

правильное произношение названий профессий, трудовых действий, орудий труда

Совершенствование лексико- грамматической стороны речи

согласование      названия профессии, трудовых действий, орудий труда по числам, родам, падежам

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи, связной речи

составление описательных рассказов о профессии по опорным схемам, с опорой на вопросы педагога и т.п.

подготовка к обучению грамоте, овладение  элементарными навыками письма и чтения.

чтение предложений, не больших рассказов, стихотворений о профессиях

печатание     названий      профессий,

трудовых действий, орудий труда

 

Организуя свою работу по профориентации, воспитатели создают основу для последующих логопедических занятий. В сюжетно-ролевых, дидактических играх во время организованной образовательной деятельности, экскурсиях и других формах работы по профессиональному самоопределению, у дошкольников с нарушениями речи формируются первичное представление о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Впоследствии на занятиях учитель-дефектолог учит детей правильному согласованию качественных прилагательных с именами существительными; составлению описательных рассказов о профессиях.

Одним из важнейших условий по формированию профессионального самоопределения дошкольников с нарушениями речи является концентрированное изучение определенной профессии (например, в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи воспитанниками (пассив), так и для ее активизации.

Расширение знаний и представлений о профессиях и, как следствие, обогащение и активизация словаря, проходит и на материалах любых тем. Например, изучая тему «Откуда хлеб пришел», дети знакомятся с профессиями - тракторист, комбайнер, пекарь. А изучая тему «Домашние животные», дет узнают о профессиях - фермер, доярка, ветеринар; знакомятся с трудовыми действиями и орудиями труда, важностью этих профессий, личными и профессиональными качествами людей, работающих в этой профессии.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. По мере того, как знания детей пополняются, они расширяют свои представления и о мире профессий. Они стараются в своих играх воспроизводить деятельность представителей тех профессий, которые им нравятся. Свои игры они полностью основывают на поведении взрослых.

Логопедическую работу часто проводят, опираясь на речевой материал по теме «Профессии». Дошкольники учатся правильно произносить разные виды профессий. Логопедические игры можно с успехом использовать не только для коррекции речи, но и для развития представлений о профессиональной деятельности, а также для формирования профессиональной ориентации.

Основной сложностью работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых не входит в круг ближайшего окружения и недоступна для непосредственного наблюдения за ним.

 

Поэтому деятельность по профориентации выстраивается и основывается на разнообразных формах и методах работы с обязательным подключением родителей: беседы с использованием наглядности, чтение детской литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, просмотр видеороликов, рассматривание картин и иллюстраций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, дидактические игры, экспериментирование с разными материалами и опыт хозяйственно-бытового труда. Все эти методы применяются системно и в сочетании друг с  другом, эффективно реализуются в проектной деятельности, которая предусматривает совместную деятельность ребенка, педагогов и родителей.

Благодаря разнообразным интересным формам работы, у детей с нарушением речи формируются первичные представления о профессиях, происходит обогащение и активизация словаря по теме. Это создает основу для последующих логопедических занятий, потому что учитель-дефектолог решает свои коррекционные задачи на знакомом детям материале о профессиях.

Для закрепления полученных знаний о профессиях и речевых навыков учитель-дефектолог дает еженедельные рекомендации воспитателям и родителям по индивидуальной работе с детьми. Родители, получив рекомендации, закрепляют материал дома. А воспитатели закрепляют материал логопедических занятий во вторую половину дня, в различных режимных моментах проводят «логопедические пятиминутки», которые включают в себя лексико-грамматические игры и игровые упражнения.

Таким образом, главная цель ранней профориентации детей — развить эмоциональное отношение ребенка к миру профессий, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Важно вовремя создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. 

Логопедические игры и упражнения

 «Знакомим с профессиями»

 

Слова сложной слоговой структуры

1.    Отработка проговаривания труднопроизносимых слов.

Регулировщик регулирует движение транспорта.

Библиотекарь выдаёт книги.

Маляр красит дом.

Экскурсовод проводит экскурсии.

Дрессировщик дрессирует зверей.

Фармацевт работает в аптеке.

2.    Ответы на вопросы

¾   Кто вставляет стёкла? Стекольщик.

¾   Кто штукатурит стены? Штукатур.

¾   Кто работает на кране? Крановщик

¾   Кто работает на тракторе? Тракторист.

¾   Кто работает на экскаваторе? Экскаваторщик.

¾   Кто работает в парикмахерской? Парикмахер.

3.    Образование сложных слов:

Рыбу ловит  рыбо____.

Землю копает   земле____.

Пчел разводит пчело____.

Пешком ходит пеше______.

Лес рубит лесо______.

Птиц ловит птице_____.

Управление родительным падежом существительных.

Сюжетно – ролевая игра «В ресторане»

Цель: Познакомить детей с работой официанта. Упражнять в ведении диалога. Упражнять в управлении родительским падежом существительных. Развивать слуховое восприятие речи и слуховую память.

Оборудование: наборы кукольной посуды, меню (изображения продуктов питания и разных блюд).

Ход игр: Выбирается ребёнок на роль официанта, остальные дети рассаживаются за столами. Официант обходит столы и собирает заказы, которые тут же «выполняет». Игра проводится в виде диалога

- Принесите мне тарелку супа, порцию картофеля, два кусочка хлеба и стакан апельсинового сока.

- Вот ваша тарелка супа, порция картофеля, два кусочка хлеба, и стакан апельсинового сока.

Сюжетно – ролевая игра «Почтальон приносит почту»

Цель: Познакомить детей с работой почтальона. Упражнять в ведении диалога. Упражнять в управлении родительским падежом существительных. Развивать слуховое восприятие речи и слуховую память.

Оборудование: Сумка, газета, журналы, открытка, коробка – посылка, письмо.

Ход игры: Выбирается ребёнок на роль почтальона. Остальные дети распределяют между собой роли; папа, мама, дедушка, бабушка, сын, дочь, тётя, дядя и т.д.

Приходит почтальон.

Игра проводится в виде диалога

¾   Я принёс почту. Для кого эта газета?

¾   Эта газета для дедушки (почтальон отдает газету).

¾   Для кого пришёл журнал?

¾   Журнал пришел для мамы.

Сюжетно – ролевая игра «Магазин игрушек»

Цель: Познакомить детей с работой продавца. Упражнять в ведении диалога. Упражнять в управлении родительским падежом существительных. Развивать слуховое восприятие речи и слуховую память.

Оборудование: стеллаж с игрушками.

Ход игры: Выбирается ребёнок на роль продавца, остальные дети покупатели. Перед покупателями ставится задача купить много игрушек одного вида (много мишек, много кукол, много машинок) или попросить у продавца игрушку, которой нет на стеллаже.

Игра проводится в виде диалога

- Мне нужно много кукол для дочек.

- Кукла только одна, других кукол пока нет

-Нет ли у вас плюшевых зайцев?

-Зайцев нет, но есть много других зверей.

(игру можно поводить с различным товаром: овощи и фрукты, продукты, одежда, посуда, мебель и т.д.)

Управление дательным падежом существительных.

Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»

Цель: Упражнять в употреблении существительных в дательном падеже.

Лодка нужна кому? Рыбаку, спасателю.

Кисточка нужна кому?  Маляру, художнику.

Ножницы нужны кому? Портнихе, парикмахеру.

Книга нужна кому? Ученому, учителю, воспитателю, библиотекарю.

Шприц нужен кому? Врачу, ветеринару

Ружьё нужно кому? Охотнику, солдату, спортсмену – стрелку.

Отвертка нужна кому? Электрику, механику,

Шланг нужен кому? Пожарному, садоводу.

Машина нужна кому? Водителю, пожарному, полицейскому и т.д.

Молоток нужен кому? Кузнецу, плотнику, строителю

 

Управление винительным падежом существительных.

Упражнение «Закончи предложение»

Цель: Упражнять в употреблении существительных в винительном падеже.

¾   Учитель учит кого? Детей, учеников

¾   Машинист везёт кого? Пассажиров, людей.

¾   Врач лечит кого? Детей, взрослых, людей, больных

¾   Художник рисует что? Картину пейзаж, портрет, натюрморт, карикатуру.

¾   Почтальон разносит что? Письма, газеты, журналы, посылки.

¾   Животновод (фермер) поит кого? ошадей, коров, овец и т.д.

¾   Повар готовит что? Обед, суп, салат и т.д.

¾   Доярка доит кого? Коров, коз.

Дидактическая игра «Кто что делает?

Цель: Упражнять в употреблении глаголов в предложении. Расширять семантическое поле по теме профессии.

Оборудование: Картинки с изображением профессий: повар, врач, продавец, и т.д.

Детям показывается картинки и задаётся вопрос «Что делает повар?». (Варит, жарит, режет, моет, чистит, готовит, мешает, пробует, солит и т.д.)

Управление Творительным падежом существительных.

Игра «Угадай, кем он работает?»

Цель: Закрепить знание о профессиях, их особенностях и значении.

Упражнять в управлении творительным падежом.

Оборудование: фишки

Ход игры: взрослый предлагает послушать короткие рассказы о людях разных профессий. Дети должны определить, кем работает герой рассказа. Кто называет первым, получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.

- Этот человек работает с клиентом, укладывает им волосы в причёску, подстригает. Кем он работает? «Этот человек работает парикмахером».

- Этот человек работает с продуктами, он их режет, варит, жарит. Кем он работает?

- Этот человек работает с животными. Он лечит, делает прививки. Кем он работает?

- Этот человек работает с машинами. Он их разбивает, ремонтирует, меняет масло в моторе. Кем он работает?

Управление предложно-падежными конструкциями предложений

Сюжетно – ролевая игра «Ателье»

Цель: Познакомить детей с работой швеи в ателье. Упражнять в ведении диалога. Упражнять в управлении предложно-падежных конструкциях. Развивать слуховое восприятие речи и слуховую память.

Оборудование кусочки тканей.

Ход игры. Выбирается ребёнок на роль швеи в ателье, остальные дети клиенты. Перед клиентами ставится задача заказать разные виды одежды из различных видов ткани.

Игра проводится в виде диалога

- Мне нужно сшить шёлковую юбку с кружевными воланами.

- Мне нужно сшить драповое пальто с меховым воротником.

- Мне нужно сшить шерстяное платье с кожаным поясом.

- Мне нужно сшить льняную рубашку с цветным воротником.

Упражнение «Где изготовляют?».

Цель: Закрепить знания о профессиях. Упражнять в ведении диалога. Упражнять в управлении предложно–падежных  конструкциях.

- Где пекут хлеб?

- Где ткут ткани?

- Где ремонтируют машины?

- Где добывают руду?

- Где выращивают зерно?

- Где разводят коров?

- Где изготовляют детали для машин?

- Где шьют одежду?

- Где готовят обед?

Ответы на вопросы даются полные: Хлеб пекут в пекарне (на хлебозаводе).

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий