Специфика работы педагога-психолога с дошкольниками с особенностями
психо – физического
развития
В
последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями общего и
речевого развития. Большинство из них имеют не только сложный речевой дефект,
но и трудности в поведении, а также недоразвитость
интеллектуально-познавательной сферы. Работая в сфере коррекционного
образования было отмечено, что работу педагога-психолога в условиях детского
сада осложняют многие нерешенные проблемы: отсутствие единых нормативных и
программно-методических материалов, трудности организации взаимодействия с
другими участниками образовательного процесса как равноправными партнерами по
коррекционно-речевому воздействию на детей. Поэтому необходимо поговорить о
специфике организационно-методической и консультативной деятельности
педагога-психолога в условиях работы с детьми с ОПФР. Цель психолога, как специалиста в области
консультирования и диагностики психически здоровых людей – помощь в
определении проблемы, несущей дискомфорт в жизни, помощь в поиске истинных
жизненных целей и задач, помощь в поиске ресурсов для решения тех или иных
проблем, поддержка. Основные
задачи деятельности детского психолога – сохранение психического,
соматического и социального благополучия воспитанников в процессе воспитания
и обучения, эмоционально личностное и познавательное развитие детей, решаются
эти задачи как посредством общения со взрослым окружением, то есть с
педагогами и родителями, так и непосредственно в работе с детьми. Работа с
детьми ведется как в группах, так и индивидуально. Основной аудиторией –
основными «клиентами» психолога в данном образовательном учреждении являются
дети дошкольного возраста и их ближайшее окружение. Основной
принцип организации работы - оказание комплексной психолого-педагогической
помощи детям, имеющим речевые нарушения. Педагог-психолог, совместно с
учителем-логопедом, имеет возможность осуществлять помощь, как каждому
ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс
развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной
и развивающей работой с детьми определенного возраста; осуществлять
индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Кроме того, при совместной
деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу,
разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательную
среду дошкольного учреждения в целом. К
основным задачам работы педагога-психолога в детском саду
компенсирующего вида можно отнести: § создание
среды психологической поддержки детям с нарушениями речи, развитие
памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки, совершенствование
мелкой моторики, развитие слухового внимания и фонематического слуха,
развитие зрительно-моторной координации, § развитие
произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств, активизация
отработанной лексики, снятие тревожности у детей при негативном настрое на
логопедические занятия, § обеспечение
психологической готовности к школьному обучению, § повышение
психологической культуры родителей и педагогов. Цели
психологической работы в детском саду сводятся к социальной адаптации и
интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально
развивающихся сверстников. Деятельность психолога охватывает комплексное
психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация
этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в
развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.
Деятельность психолога в логопедической детском саду так же направлена на
развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью. Первостепенное
влияние на речевое развитие оказывает семья, это родители ребенка. Общие
задачи в первую очередь направлены на оказание своевременной диагностической,
профилактической и коррекционно-логопедической помощи детям с нарушениями
речи и их родителям. Можно
смело заявить, что сегодняшние родители это «машины по зарабатыванию денег»,
обеспокоенные ростом своего дохода, и доля интереса в развитии своих
сегодняшних детей (то есть своего завтрашнего будущего) у них ничтожна.
Школа, конечно же, важна, своей большей педагогичностью, и вкладом в образование
ребенка, но только то семя, которое сегодня заложено в детские дошкольные
души завтра (в школе) и прорастет. Именно
поэтому психологу необходима тренинговая работа с родителями, по знакомству с
ребенком. На тренингах родители могут знакомиться с различными подходами к
воспитанию детей и активно выражать свое мнение. Представленная модель работы
педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении позволяет,
во-первых, учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические
особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во-вторых, четко
сформулировать объективное заключение и, в-третьих, наметить индивидуальные и
групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу. Однако, не стоит забывать, что
согласованность действий педагога-психолога и учителя-дефектолога, а так же
родителей в условиях дошкольного учреждения позволяет эффективно
скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко
адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий