Формирование элементарных математических представлений у детей с речевыми нарушениями
(консультация для воспитателей)
Нарушение полноценного речевого
общения у детей с нарушениями речи отрицательно влияет на развитие их словесно
- логического мышления. Без целенаправленного обучения детей их представления могут оставаться на уровне
разрозненных конкретно - абстрактных восприятий. Эти дети затрудняются при
восприятии образа предмета в целом (цвет, форма, величина), не улавливают его
особенностей при сравнении с другими
предметами.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ:
- обязательное использование
наглядного материала (благодаря наглядной опоре можно обеспечить связь слова с
реальным предметом, движением, признаком, т.е. использовать прием связи слова с
обозначаемым объектом).
- коррекция речи детей на занятиях по развитию
элементарных математических представлений (широкое оснащение этих занятий
разнообразным наглядным материалом, с которым непременно действуют дети,
выполняя задание обеспечивает взаимосвязь занятий с закреплением полученных
речевых навыков
- обогащение словарного запаса детей за счет слов и
словосочетаний, выражающих количественные отношения между предметами, без
которых невозможно обучение счету (больше, меньше, сколько получится,
останется)
-речь ребенка обогащать за счет
использования не только уже знакомых слов и выражений, но и других
количественных отношений между предметами, что способствует развитию и
углублению понимания значения слов, закреплению их в повседневном речевом
общении
-обязательное введение в речь детей
на занятиях по развитию элементарных математических представлений слов
различной слоговой структуры
-на занятиях по развитию
элементарных математических представлений использовать и закреплять навыки
самостоятельной речи.
Благодаря
тесному взаимодействию учителя - дефектолога и воспитателей последние четко
представляют динамику развития фонетической стороны речи детей. От того,
насколько правильно и какому именно ребенку воспитатель задаст вопрос, зависит
не только результат математических знаний, но и речевой автоматизации.
Выполнение
программных собственно математических задач обязательно должно гармонично
сочетаться с решением задач коррекционно - педагогических:
-автоматизация звуков речи
- формирование лексико -
грамматического строя.
- развитие связной речи
Следовательно, значительно
возрастает роль контроля со стороны педагога за теми речевыми высказываниями
детей, в процессе которых они применяют полученные на логопедических занятиях
навыки и умения. Можно выделить следующие специфические особенности обучения детей с речевыми нарушениями
математическим представлениям, вытекающие из коррекционно - педагогических
задач:
- Наглядный материал (пособия,
игрушки), лексический материал отбираются совместно учителем - дефектологом и
воспитателем в зависимости от тематики и
плана проведения фронтальных и индивидуально - подгрупповых логопедических
занятий с учетом уровня развития
фонетико - фонематической стороны речи и результатов коррекции дефектов
звукопроизношения, достигнутого каждым ребенком.
- В первом периоде обучения выводы в
основном оречевляет сам воспитатель (из
- за дефектной речи детей).
- Воспитатель дает лаконичные
образцы грамматически правильных, фонетически чистых и отчетливых ответов.
- Вопросы к детям должны быть
тщательно продуманы и четко сформулированы, а так же должны исключать
возможность ответов детей на дефектном речевом материале.
- Воспитатель внимательно следит за
фонетической и грамматической правильностью речи детей.
-Для закрепления правильного употребления
падежных форм существительных с количественными числительными необходимо
именовать каждое число при:
-пересчете предметов (один лимон,
два лимона, пять лимонов...)
-изучении
состава числа
-ознакомлении со смежными числами
простейших счетных операциях и т.д.
- На начальном этапе обучения
необходимо отчетливое, даже утрированное проговаривание падежных окончаний
числительных и существительных.
В общении с детьми педагог постоянно
должен следить за своей речью. В процессе знакомства с новым содержанием и
новыми действиями (сравнение предметов по величине, уравнивание количества,
измерение) используются развернутые объяснения с показом действий и
последовательности их выполнения. Эти объяснения всегда должны быть предельно
четкими, ясными, конкретными. Речь должна быть неторопливой. Спокойный и
несколько замедленный темп речи взрослого способствует лучшему ее пониманию.
Выразительность и эмоциональность речи обеспечиваются за счет повышения или
понижения голоса в тех местах, к которым следует привлечь внимание ребенка.
Особенно четко должны различаться вопросительные и повествовательные,
восклицательные и побудительные интонации голоса. В речи педагога должны
присутствовать слова, подлежащие усвоению на данном занятии. В то же время речь
воспитателя не должна быть слишком упрощенной: в нее следует включать слова и
фразы, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка (те, что он
понимает , но не использует в активной речи). Давая указания, педагог побуждает
детей следить за действиями, разъяснять содержание действий и
последовательность их выполнения, знакомит
с их словесным обозначением. Варьируя вопросы и задания, мы обеспечиваем
включение новых слов в активный словарь детей.
Необходимо соблюдать еще одно
требование к речи педагогов, имеющих детей с речевыми нарушениями - ее
процентное соотношение к речи детей, которое определяется периодом обучения. В
начале обучения, когда активность детей еще мала, необходимо такое соотношение,
когда педагог говорит больше, чем дети. Но по мере возрастания речевой
активности детей соотношение их речи и речи воспитателя должно измениться. На
занятиях по математике педагог терпеливо выслушивает ответы дошкольников, не
спеша с подсказкой. И только при необходимости дает образцы ответов, ставит
дополнительные вопросы, иногда воспитатель начинает фразу, а ребенок ее
заканчивает. Правильный (ошибочный) ответ
детям предлагается проверить. При выполнении знакомого способа действия
используются словесные инструкции. Посредством ответов на вопросы педагога
ребенок повторяет задание, например, говорит, какую полоску надо положить
сначала, какую потом.
Развитие и коррекция речи детей на
занятиях по формированию математических представлений проводится в определенной
последовательности, планомерно и
систематически. Новое основывается
на уже знакомом. Схожие задания постепенно увеличиваются и обогащаются не
только путем увеличения количества изучаемых объектов, но и увеличением количества определяемых
признаков.
Все дошкольники с речевыми
нарушениями при согласовании числительных с существительными часто допускают
ошибки. Эти достаточно трудно усваиваемые понятия отрабатываются и в ходе
специальных логопедических занятий и повседневно воспитателями в ходе различных
режимных мероприятий.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В УСВОЕНИИ ПАДЕЖНЫХ ФОРМ
КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ И ОСОБОГО СОГЛАСОВАНИЯ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ И
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
1. Количественные числительные ОДИН, ОДНА, ОДНО согласуются с существительными в роде, числе, падеже:
а)упражнение в употреблении этих числительных(с существительными)
в именительном падеже,
б)изменение вместе с существительными в косвенных падежах (одного
коня, с одним конем, одну книгу )
2. Количественные числительные ДВА, ДВЕ
согласуются с существительными в роде:
а)им. падеж числительных употребляется с существительными в родительном
падеже единственного числа (две ложки, два стула)
б) числительные в косвенных падежах(кроме винительного)согласуются с
существительными в падеже (двух кукол, двум зайцам)
3. Количественные числительные от
ПЯТИ до ДЕСЯТИ употребляются с существительными в родительном падеже
множественного числа:
а ) пять домов, девять коней, семь стульев,
б) пять конфет, девять лошадей,
в) пять окон, девять полей, шесть перьев
4. При изменении по падежам
числительных от ПЯТИ до ДЕСЯТИ существительные согласуются с ними в падеже
5. С количественными числительными
ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ в винительном падеже
а) одушевленные существительные употребляются в родительном падеже
множественного числа(вижу двух медведей, трех кошек, четырех коней)
б) неодушевленные существительные - в родительном
падеже единственного числа(вижу две книги, два утюга)
6. Творительный и предложный падежи
числительных от двух до десяти трудно усваиваются детьми - логопатами и требуют
длительных упражнений.
Таким образом, изучение
количественных отношений между предметами не только помогает ребенку с нарушениями речи лучше усвоить их название
и числовое обозначение, но и способствует активному использованию этих понятий
в самостоятельной речи.
На коррекционно - педагогических
занятиях учитель-дефектолог использует
задания на развитие математических представлений у детей. Но все эти задания
направлены не только на развитие математических
представлений, но и на коммуникативность, самостоятельность,
инициативность, самооценку, умение решать проблемные ситуации, что особенно
важно для будущих первоклассников. Включение в работу всех анализаторов
(зрительного, слухового, двигательного), развитие их слаженной деятельности –
обязательное условие успешности занятий. Первоочередными задачами на
логопедических занятиях являются
формирование правильного звукопроизношения, развитие грамоты и связной речи.
Особый акцент при этом делается на развитие речевой и мыслительной
деятельности, на формирование и актуализацию словаря.
При работе с детьми с нарушениями
речи необходимо учитывать особенности общего и речевого развития. В связи с
тем, что все психические процессы у ребенка развиваются с прямым участием речи,
то у ребенка с нарушениями речи при отсутствии коррекционно-развивающих
мероприятий замедляется темп интеллектуального развития, отмечаются нарушения
зрительного и слухового восприятия и внимания, зрительной и слуховой памяти,
трудности в формировании логических операций, проблемы в развитии
зрительно-пространственного восприятия.
На занятиях активно применяются различные способы
познания: обследование, сопоставление, соотнесение, группировка и классификация
по признакам, сравнение, эксперементирование.
Комментариев нет:
Отправить комментарий