ПКПП. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Пункт
коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) - наиболее «молодая» форма
организации коррекционной помощи детям с
недостатками речи. Однако роль и значение данных пунктов дошкольных
образовательных учреждений возрастают. Это связано с увеличением количества детей
с теми или иными нарушениями речевого развития.
Чем богаче и правильнее речь
ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности познать
действительность.
Формирование правильной,
грамотной речи является важным звеном в подготовке детей к самостоятельной жизни
и их социализации в обществе.
Цель ПКПП:
Своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития;
Оказание коррекционно-педагогической помощи детям;
Проведение консультативной работы с родителями и педагогами.
Коррекционно-педагогическую
помощь в ПКПП оказывает учитель-дефектолог,
имеющий высшее образование по профилю. Работа учителя-дефектолога в массовом
дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям
значительно отличается от работы учителя-дефектолога речевого сада. Это связано
в первую очередь с тем, что учитель-дефектолог на пункте встраивается в
общеобразовательный процесс, а не идёт с ним параллельно как это принято в
речевых садах, и работа строится с учётом внутреннего расписания УДО.
С целью выявления нуждающихся в
коррекционно-педагогической помощи детей проводится медико-психолого-педагогическая комиссия, по итогам которой дети
зачисляются в ПКПП. В ПКПП дети зачисляются и отчисляются в течение года, при
этом одновременно у одного учителя-дефектолога (на 1 ставку) занимается около
20-24 воспитанников с различными
речевыми нарушениями. В ПКПП дети с тяжёлыми нарушениями речи не зачисляются.
Для оказания коррекционно-педагогической помощи им рекомендуется обучение и
воспитание в специализированной группе.
Процесс обучения в пункте
коррекционно-педагогической помощи
В начале учебного года работа
начинается с обследования состояния речи детей старшего возраста, остальные
дети, достигшие 4-х летнего возраста, обследуются в течение года. В первую
очередь в список включаются дети старшего дошкольного возраста,
выпускаемые в школу. При наличии свободных мест и после освобождения мест в
результате логопедической работы с детьми, принимаются другие дети,
нуждающиеся в помощи.
В 2025/2026 учебном году на
коррекционные занятия в ПКПП было зачислено 29 человек. Исходя из заключений
ЦКРОиР было сформирмировано 3 группы и 3 подгруппы в соответствие с возрастом и
диагнозом ребенка. Среди детей,
получающих помощь на ПКПП занимается: 23 ребёнка с диагнозом – стертая
дизартрия, 4 детей - с ОНР 3 ур.р.р., 15 детей с НВОНР, 2 детей с АФмД.
Обследование дошкольников пункта
осуществляется, как правило, в начале учебного года с 1 по 15 сентября.
Занятия проводятся в период с 16 сентября по 25 мая.
Периодичность посещения занятий детьми составляет 2-3 раза в неделю, в
зависимости от тяжести речевого нарушения.
Основной формой организации работы с детьми, имеющими нарушения речи,
являются индивидуальные занятия. Занятия проводится 2-3 раза в неделю.
Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное
физиологическими особенностями возраста детей, в соответствии с
требованиями санитарно-гигиенических нормативов.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ:
средняя группа (от 4 до 5 лет) - 15-20 минут;
старшая группа (от 5 до 6 лет) - 20-25 минут.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ:
средняя группа (от 4 до 5 лет) - 15-20 минут;
старшая группа (от 5 до 6 лет) - 15-25 минут.
Сроки преодоления недостатков
произношения зависят от ряда факторов:
1. Индивидуальных, возрастных и психологических особенностей ребенка.
У детей нередко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а иногда
и боязнь встреч с незнакомыми сверстниками и взрослыми, поэтому логопеду иногда
требуется время, чтобы расположить ребенка к себе и адаптировать к занятиям.
Также эффективность коррекционной работы зависит от уровня развития
произвольного внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций. В случаях
аномалий органов, участвующих в артикуляции (язык, нёбо, зубы, челюсть), также
требуется время для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков;
2. Регулярности посещения занятий ребенком. Логопед старается
организовать занятия в форме игр, но они все равно несут обучающий характер, то
есть на них ребенок получает определенные знания, умения и навыки, которые
требуют закрепления и развития на последующих занятиях. Поэтому, если ребенок
посещает занятия нерегулярно, зачастую данные знания и навыки теряются или не
получают своего развития, и процесс логопедической работы замедляется;
3. Участия родителей в процессе коррекции. Если у вашего ребенка
проблемы с произношением, и он посещает занятия с логопедом, все равно работа
даже самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если вы дома не
будете регулярно заниматься с ребенком, поскольку коррекция звукопроизношения –
это выработка у ребёнка нового условного рефлекса (новой привычки говорить),
которая должна подкрепляться положительным эмоциональным настроем, поддержкой
ребенка родителями (похвалами, поощрениями) и контролем;
4. Степени сложности дефекта, то есть в зависимости от речевого диагноза:
- Дислалия - нарушение
звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого
аппарата. Считается наиболее «легким» диагнозом, поддающимся исправлению в
довольно короткие сроки при соблюдении условий, указанных в пунктах 2. и 3. Но
и здесь существуют свои нюансы, поскольку дислалия может быть простой (нарушена
одна группа звуков, например, шипящие) и сложной (нарушены несколько групп
звуков, например, свистящие и шипящие). Для исправления сложной дислалии
потребуется больше времени. Дислалия может также быть органической
(механической), при которой наблюдаются отклонения в строении языка
(укороченная подъязычная связка, слишком маленький или большой язык), нёба,
челюстей, зубов. В некоторых случаях механических дислалий необходима
консультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонта. Влияние логопеда
в этих случаях также длительно, так как выполняются специальные
подготовительные упражнения, которые требуют времени.
- Фонетико-фонематическое
недоразвитие речи – нарушение звукопроизношения вследствие дефектов восприятия
речевых звуков (фонем). Проявляется в заменах звуков, смешениях их и пропусках.
Коррекционная работа с детьми, имеющими данный диагноз, проводится по развитию
фонематического восприятия и исправлению произношения и более длительна.
- Дизартрия – нарушения
произношения, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата в
результате поражения центральной и периферической нервной систем. Наблюдается у
детей, перенесших асфиксию или родовую травму или имеющих в анамнезе влияние
других неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития или в
период родов. Дизартрия – одно из самых распространенных речевых нарушений в
настоящее время. Часто выражается в межзубном произношении звуков, «хлюпающих»
(боковых) звуках и нарушениях звуков раннего происхождения (М, П, Б, Т, Д, К,
Г, Х и др.). Практика показывает, что работа с такими детьми занимает больше
времени и требует больше усилий от логопеда и родителей. Речь ребенка должна
подвергаться постоянному контролю.
Общий успех коррекционного обучения в условиях коррекционного пункта определяет совместная работа
учителя-дефектолога и родителей. Родители становятся полноправными участниками
учебного процесса. Ребенок получает
коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому ее
результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия
родителей в исправлении недостатков речи.
Показания к зачислению
в пункт коррекционно-педагогической помощи:
В состав ПКПП зачисляются дети с
относительно более лёгкими речевыми нарушениями, а именно:
·
фонетические нарушения речи (дислалия,
стертая форма дизартрии, нарушение голоса, ринолалия)
·
фонетико-фонематическим недоразвитием
речи (дислалия, дизартрия, ринолалия);
·
нерезко выраженное общее недоразвитие
речи: неосложнённый вариант общего недоразвития речи и осложнённый вариант
общего недоразвития речи (при дизартрии и ринолалии);
·
нарушения темпо-ритмической стороны речи
(заикание легкой степени, брадилалия, тахилалия).
Различные варианты общего недоразвития
речи при наличии II, III уровней речевого развития квалифицируются как тяжёлые
нарушения речи и являются показанием к приёму в ПКПП в исключительных случаях, по решению ПМПК ЦКРОиР. Дети с
тяжёлыми нарушениями речи (моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная
алалия, общее недоразвитие речи I – III уровней) обучаются в группах для детей
с ТНР, учреждениях специального образования или иных учреждениях образования,
реализующих образовательные программы специального образования на уровне
дошкольного образования.
Зачисление в пункт
коррекционно-педагогической помощи
Зачисление детей на пункт
коррекционной педагогической помощи (ПКПП) для занятий с учителем-дефектологом
осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической
помощи.
Приём детей в пункт, осуществляется
приказом руководителя учреждения образования, на базе которого открыт пункт, с
согласия законных представителей на основании списка детей, нуждающихся в
коррекционно-педагогической помощи, утвержденного директором государственного центра
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее - ЦКРОиР), и (или)
заключения ЦКРОиР, и заключения учителя-дефектолога пункта (для детей с
артикуляторно-фонетической дислалией), в соответствии с показаниями к приёму
согласно приложению 1 Положения о ПКПП и на основании следующих документов:
·
заявления законного представителя
обучающегося;
·
заключения государственного центра
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации ( ЦКРОиР).
Для прохождения
психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК) необходимы следующие
документы:
·
Подробная выписка из истории развития
ребенка 1-го года жизни (предоставляет участковый педиатр по месту жительства),
и заключения узких специалистов за текущий год: невропатолога, офтальмолога,
отоларинголога, психоневролога;
·
Направление учреждения здравоохранения
или образования для прохождения ПМПК;
·
Психолого-педагогическая характеристика,
предоставляемая учреждением образования, которое посещает ребенок;
·
Результаты продуктивной деятельности
(для детей дошкольного возраста – 3 рисунка в карандаше);
·
Сменная обувь для ребенка и родителей.
Психолого-медико-педагогическое
обследование осуществляется в присутствии законных представителей ребенка.
По результатам по результатам
обследования выдается заключение, которое нужно предоставить в пункта
коррекционно-педагогической помощи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий